Полёт над Гардарикой (gardarika) wrote,
Полёт над Гардарикой
gardarika

Цены в супермаркетах



Производители жалуются, что наценка на их товар в торговых сетях может составлять от 200 до 600%. Это значит, что ответственность за продуктовую инфляцию лежит по большей части на торговых сетях, спекулирующих на теме высокого курса доллара.

Прямое ограничение накруток ввести будет сложно: ритейлеры в нашей стране с самых девяностых имеют серьёзный финансовый и административный ресурс, многие владельцы торговых сетей входят в число богатейших людей страны. Надеяться на поддержку общества тоже не приходится: журналисты с активной гражданской позицией вместо крупных предпринимателей предпочитают критиковать почему-то внешнеполитический курс правительства.

Это, кстати, очередной пример того, как СМИ, раздувая критику правительства, которое не кусается, усугубляют проблему и покрывают виновных.

При этом прижать торговые сети не представляется возможным и с точки зрения закона: свободный рынок подразумевает, что раскрученный ритейлер, торгующий тухлятиной по завышенной цене, имеет полное право угнетать более честных и полезных производителей.

Одна из возможных причин, по которым в торговых сетях держатся высокие цены при низком качестве – это олигополия и коррупция на всех уровнях. Олигополия (небольшое количество крупных игроков, которые контролируют почти весь рынок) позволяет ритейлерам договариваться о ценах. Коррупция на региональном уровне позволяет душить конкурентов, предлагающих более дешёвый товар. Например, по неизвестной причине в Петербурге сгинули в небытие почти все рынки, которые были относительно здоровой альтернативой торговым сетям.

Вполне возможно, коррупция в торговых сетях тоже душит конкуренцию. Менеджеру очевидно выгоднее предоставить место на полке супермаркета тому производителю, который предлагает большую взятку, чем тому, который предлагает более качественный товар.

Как мне кажется, это тот случай, когда обходные пути гораздо интереснее волевых решений.

Наши предприимчивые сограждане давно практикуют совместные закупки. Они сбиваются в стайки достаточной величины, чтобы можно было скупать товар у производителя оптом. Когда собирается достаточное количество покупателей, один-два активиста покупают оптовую партию у производителя, а затем развозят купленное покупателям, иногда оставляя себе небольшую мзду.

Думаю, нечто подобное можно было бы реализовать и на государственном уровне в качестве антикризисной меры.

Пусть это будет называться «социальная закупка». Допустим, в ней имеет право принять участие любой совершеннолетний гражданин с доходом ниже средней зарплаты по региону (по факту – больше половины взрослого населения, это важно).

Происходит закупка так:

1. Областные или районные администрации организуют склад для временного хранения продуктов и находят нужное количество грузовичков, в которых можно эти продукты развозить.

2. Программисты создают портал, на котором каждый потребитель сможет пройти регистрацию по типу «Госуслуг» и открыть свой личный кабинет. По сути он работает как обычный интернет-магазин: есть каталог, есть пользователь, пользователь выбирает товары из каталога, его заказ направляется менеджеру и, возможно, оплачивается.

Также отдельно разрабатывает сервис для разного рода кляуз: кляузы потребителей и производителей должны поступать не в областную администрацию, а сразу в центр, а оттуда передаваться проверяющим из какой-нибудь другой области.

3. Местные производители подают заявки о том, что хотят участвовать в программе, санэпидемстанция их проверяет, и, если всё хорошо, включает их товары в каталог. Они указывают цену и минимальную партию, которую готовы поставить.

4. Товары поступают в каталог с минимальной наценкой: только чтобы покрывала цену бензина, аренду склада и зарплату небольшого штата работников «социальной закупки».

5. Пользователи выбирают товары и ждут, когда наберётся партия нужного размера. В идеале, они в реальном времени могут наблюдать, сколько заказов не хватает до партии.

Возможно, товар лучше оплачивать ещё на стадии заказа. Если что-то сорвётся, деньги будут оставаться на счёте пользователя, и при необходимости их можно будет вернуть. Это позволит застраховаться от случаев, когда человек заказал товар, а потом не стал его покупать.

6. Когда набирает нужное количество покупателей, на складе расфасовывают заказы: заказ каждого покупателя в отдельную подписанную тару, с номером заказа и именем покупателя. Расфасованные заказы погружают в грузовички и развозят по домам/улицам/населённым пунктам.

О времени прибытия грузовичка покупателей предупреждают заранее.

7. Человек приходит к грузовичку с квитанцией, и/или, возможно, паспортом, получает свой заказ и уходит домой.

8. Невостребованные заказы отвозят на грузовичке обратно на склад, откуда их можно забрать до истечения срока годности продуктов.

9. Если покупатель остаётся недоволен: грузовичок не приёхал, товар некачественный, обманули по деньгам, – он пишет кляузу на портале для кляуз. Если таких кляуз много, приезжает комиссия из другого региона и разбирается с нарушителями.

Как мне кажется, на случай «затягивания поясов» – вполне годное решение. Кроме того, это – звонкий щелчок по носу торговым сетям. Интересно, какие тут могут быть подводные камни.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments